16 января 2012 г.

Česká-ruská kuchyně


Люблю повеселиться, 
особенно пожрать.

Чувствую голод, но не хочу ничего готовить, не хочу ничего из того, что есть в наличии и идти в магазин или jidelnu тоже не хочу. Поэтому сегодня поговорим о еде )

Чешская национальная кухня с некоторыми оговорками действительно вполне умещается в понятие vepřo-knědlo-zelo, т.е. хрюшка, кнедлики и кислая капуста. Капуста и остальные овощи здесь квашены, что называется, не по-нашему, но občas (иногда) они мне нравятся ничуть не меньше русских соленьев. Кнедлики бывают bramborové (картофельные) и хлебные (плюс сладкие), они вкусны, сдобны и действительно прекрасно выполняют функцию сбора обязательной обильной подливы с тарелки. Самые популярные блюда из свинины, кроме всем известного vepřvého kolena и staropražské šunky (ветчины), это řízky (шницели) и guláš. Не сильно разнообразно, может быть, зато почти всегда вкусно и сытно. Порции большие, запивать все предполагается пивом – в общем, по крайней мере для мужиков, настоящая благодать.

В эту троицу совершенно незаслуженно не включены сыры. Для меня первый в этом списке, - это поистине королевский сыр с белой плесенью hermelín. Я к сырам с плесенью вообще отношусь предвзято по причине подозрительного сходства аромата, которые они активно источают, с запахом трехнедельных мужицких носков. Но на гермелин (или хермелин, если кому угодно, в любом случае, произносить нужно что-то среднее между «г» и «х», как это делают на Украине) я подсел. Во-первых, он не воняет, во-вторых, нежный и мягкий внутри, в-третьих, плесень не внутри сыра и не сине-зеленая, а лежит приятной белой корочкой снаружи. Что-то вроде камамбера, только вкуснее. Вообще, Чехия славится своими сырами – не как Швецария или Франция, конечно, но традиции сыроварения здесь давние. Опять же, раскрученная путеводителями закуска к пиву – smažený (жаренный) в панировочных сухарях сыр.

Еще немного о сходствах и отличиях:

Chleb. Хлеба тут много, он разный и вкусный. Конечно, я скучаю по свежему «кирпичику», или  гор.булке, которую можно (и нужно) съесть сразу всю, но это скорее дело привычки, чем вкусовых разногласий. Поскольку хлебом в Чехах не заедают обед или ужин, а едят как отдельное блюдо в виде бутербродов, к хлебу здесь очень популярны всеразличные pomazánky (пасты-массы-смеси). Вкус у них бывает, что называется, на любителя. Масло тоже в ходу, правда,  вместо него очень часто продается и предлагается нечто его отдаленно напоминающее, пятидесяти или того менее процентное (та же пятидесятипроцентная история, кстати, и с майонезом).

Зелень. Она здесь есть и разная, но очень дорогая. После российской реальности, где любой большой пучок стоит в пределах 15р., покупать здесь за 25крон несколько веточек укропа или петрушки мои еврейские гены мне пока что не позволяют. Сперва спасала zahrada (сад), где я полтора месяца совершенно безвозмездно собирал зелень, но теперь до весны придется уповать только на скидки в магазинах. В общем, если я и буду когда-нибудь что-нибудь выращивать на европейских плантациях, то в первую очередь, это будет зелень.

Что ещё. Супы. Polévky радуют своей дешевизной (в любой hospodě за 15-35 крон) и сытостью, но с  нашими щами, борщом и солянкой им, конечно, не тягаться. Вообще, когда меня спрашивают, по каким российским продуктам я скучаю, я ничего не могу придумать по отдельности, в голове возникают только готовые блюда и, в первую очередь, наши супы.

По чему еще скучаю:

Скучаю я по пирогам, плову (баранину здесь просто так не купишь), немного по пельменям. Скучал бы по гречке (по-чешски, кстати, будет pohanka), но она здесь свободно доступна, просто не популярна - вместо неё в Чехах идут разные виды čočky (чечевицы). Вообще, всю свою жизнь я скучаю по свежим и дешевым морепродуктам – надеюсь, когда-нибудь всё-таки удастся пожить на побережье. А в остальном, глобализация уже давно на наших столах и в наших желудках: здесь в супермаркетах я покупаю (или просто вижу) огромное количество товаров, привычных мне по самарским магазинам.

Если ещё что-то вспомнится и наберется на отдельный пост, я об этом обязательно напишу.

ЗЫ: Да, в русские продуктовые, коих здесь предостаточно, еще не ходил. Судя по виду из окна, они торгуют исключительно соленьями, пельменями и водкой, причем, по ценам в два раза выше реальных. Возможно, я не прав, но проверять пока что-то не тянет.

9 комментариев:

  1. Смотрю я ты совсем расслабился в Чехах и Руштину позабыл. Айай, чувак..

    ОтветитьУдалить
  2. Если ты об ошибках, то исправляй. Я тебе даже пароль от блога могу дать )

    ОтветитьУдалить
  3. На счет зелени это - хорошая идея. Один мой одногрупник планировал в Самаре зелень выращивать, при помощи братьев-азербайджанцев, говорил, что очень выгодно. Но, к сожалению, я с ним связь потерял.
    Гришан

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Идей вообще много, бизнеса в них пока мало )

      Удалить
  4. а я чештину подправлю)
    там должно быть: staropražské šunky

    с майонезами у чехов совсем беда. я в русские продуктовые только за ним хожу
    и еще селедки порой хочется маринованной. но у чехов маринованная сельдь - это такая кислючая каша со шкуркой

    кстати, по русские магазины. там как раз бывают пироги
    и в одном, в районе йиржиго с подебрад, даже готовые блюда типа голубцов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, исправил.

      В магазин зайду, как совсем грустно станет.

      Удалить
    2. Приедешь домой в феврале, приходите с Ксенией на пироги и плов. Будем очень рады.
      Шугаевы.

      Удалить
  5. Офф-топ. Диман напиши мне что-нибудь на gv.berezovskii(sob aka)qip.ru, а то я твоей почты не знаю.
    Гришан

    ОтветитьУдалить